Переход на обновленные ФГОС
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – НОО, ООО и СОО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
-
Создан портал «Единое содержание общего образования», на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты НОО, ООО и СОО
В обновленные ФГОС НОО, ООО и СОО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
Основные изменениях в новых стандартах начального, основного, среднего общего образования:
1. Вариативность
Обновленные ФГОС НОО, ООО и СОО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО, ООО и СОО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами:
Первый – в структуре программ НОО, ООО и СОО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО и СОО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО, Программы ООО и Программы СОО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
2. Конкретизация планируемых результатов
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.
Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в обновленных они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
-
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
-
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО , ООО и СОО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО и СОО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО. ООО и СОО необходимо прописать механизмы реализации программы.
4. Требования к содержательному разделу ООП и его структурным элементам: рабочим программам учебных предметов, курсов и модулей, курсов внеурочной деятельности; программе формирования УУД, рабочей программе воспитания.
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО, ООО и СОО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО, ООО и СОО должен содержать:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- рабочую программу воспитания.
-
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
5. Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий. Подробнее — в таблице ниже
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в обновленных – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
3. Требования к пояснительной записке ООП
Критерий | Старый ФГОС |
Обновленный ФГОС |
Виды программ | Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей |
Структура рабочих программ | Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов | С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР |
Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности | С учетом рабочей программы воспитания | |
Учет рабочей программы воспитания | Только в разделе «Тематическое планирование» | Во всех разделах рабочей программы |
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности | В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности | В программе должны быть указаны формы проведения занятий |
6. Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.
Требования к структуре рабочей программы воспитания
Номер раздела | Название раздела рабочей программы воспитания | |
Старый ФГОС | Обновленный ФГОС | |
1 | Описание особенностей воспитательного процесса | Анализ воспитательного процесса в организации |
2 | Цель и задачи воспитания обучающихся | Без изменений |
3 | Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей |
4 |
Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
7. Программа формирования универсальных учебных действий
По обновленному ФГОС ООО и СОО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО и СОО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Объем урочной и внеурочной деятельности
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу.
Подробнее смотрите в таблице.
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС НОО | Обновленный ФГОС НОО |
Минимум | 2904 | 2954 |
Максимум | 3345 | 3190 |
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС ООО | Обновленный ФГОС ООО |
Минимум | 5267 | 5058 |
Максимум | 6020 | 5549 |
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку.
При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру.
Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Информационно-образовательная среда
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Оснащение кабинетов
Обновленные ФГОС ООО и СОО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования
Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию
Психолого-педагогические условия
В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений
Повышение квалификации педагогов
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать
График перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Учебный год |
НОО |
ООО |
|||||||
2021/22 |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
2022/23 |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
2023/24 |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
С |
2024/25 |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
2025/26 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
2026/27 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В – обязательное введение новых ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
С – необходимо согласие родителей для перехода на новые ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
Введение обновленнных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования
С 1 сентября 2023 года старшеклассники перейдут на обучение по обновленным ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 года № 732.
В обновленных ФГОС среднего общего образования конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ, учтены перспективные направления научно-технологического развития России, приоритеты государственной политики, утвержденные концепции преподавания учебных предметов, а также универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания, которые распределены по классам, и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Какие предметы будут изучать школьники старших классов?
ФГОС СОО на одного школьника за 2 года обучения предусматривается не менее 2170 — 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Занятия могут проводиться по 5-ти или 6-ти дневной недели.
Учебный план определяет учебную нагрузку, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Предусматривается обязательное изучение следующих учебных предметов на базовом или углубленном уровне:
русский язык, литература, родной язык и (или) государственный язык республики РФ, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Не менее двух учебных предметов учащиеся должны изучать на углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения.
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.
Второй иностранный язык может изучаться по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией.
Обучающимися будут выполнять индивидуальные проекты.
Школам предоставлено право формирования индивидуальных учебных планов (на базовом или углубленном уровне) обучающихся, учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), которые должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах предусматривают замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная физическая культура»; включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы, могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.
Вместе с тем, ряд предметов: право, экономика, естествознание, Россия в мире, астрономия, экология, которые ранее выбирались школьниками по желанию и знания по ним не проверялись, утратили самостоятельность. Теперь содержание этих предметов включено соответственно в курсы по обществознанию, биологии, физике, истории и химии.
- «Право» и «Экономика» включены в углубленный курс «Обществознание».
- «Астрономия» в полном объеме вошла в физику, как на базовом, так и на углубленном уровне.
- «Естествознание» и «Экология» включены в курсы биологии, химии, физики.
- «Россия в мире» входит в курсы «Истории» и «Обществознания».
- Вводится новый учебный предмет «Россия – моя история», который проходит апробацию.
С 1 сентября 2023 года во всех российских школах введут единые федеральные образовательные программы (ФОП).